Обычно, когда берешь книгу о войне, ожидаешь героических сражений, историй о победах, о верности жен и слезах матерей. Эта книга совсем не такая. Она не об этом. Здесь о том, что скрывает изнанка войны, здесь о тех, кто пережил ужас войны, но не справился с реалиями жизни после, здесь то, что скрывают от нас, о чем не пишут и не говорят напрямую. Итак, добро пожаловать за закулисье войны.
Последние дни Первой мировой. Говорят, что умереть последним глупо. Альбер Майяр едва избежал такой участи, он был на волоске от смерти, да еще и какой бессмысленной - оказался заживо погребенным под землей в воронке от взрыва! Герой был откопан сослуживцем Эдуаром, который, спасая его, был страшно изуродован осколком снаряда. Отныне молодые люди неразрывно связаны друг с другом взаимными чувствами глубокой благодарности и неприязни одновременно, эти отношения не назовешь настоящей дружбой, их судьбы искалечены, они остались одни друг у друга в этом новом и циничном мире.
Роман "До свидания там, наверху" раскрывает послевоенный период жизни солдат без прикрас и романтизма. Эта книга основана не на реальных событиях, Леметр указывает все литературные и кинематографические источники, из которых черпал информацию для своей книги. Это обыкновенная беллетристика с элементами драмы, наполненная авантюризмом и философией, но и цепляет она глубже и больнее оттого, что под выдумкой скрыт реализм во всем его проявлении. Эта книга - обвинение в предательстве. Командир предает солдат, правительство - граждан, а люди - своих героев.
Вот как она кончается, война, бедный мой Эжен. Громадное лежбище, где спят измученные люди, которых даже не могут нормально отправить домой. Никто не сказал нам ни слова или хотя бы не пожал руку.
Мирные жители стараются поскорее забыть о войне, стремясь увековечить память о ней символичными монументами. Но забыть ее не получится, потому как страна наполнена бывшими солдатами, которые все еще живут прошлым. Как тут забудешь о войне, когда ты не можешь полноценно работать без руки, которую потерял в сражении, когда не можешь слезть с морфина, которым тебя кололи в госпитале, когда боишься своего отражения в зеркале, потому что оттуда на тебя смотрит изуродованное лицо. Война закончилась, но эхо ее гулко гремит по всей стране. Особо предприимчивые в этот период наживаются на горе других людей: кто-то сколачивает состояние на гробах, а кто-то на памятниках... Как известно, война меняет всех до единого, кого-то делая сильнее, кого-то - наоборот. Но главное - происходит полная переоценка ценностей, все меняется с ног на голову: вот ты только сам был на поле сражения, а в следующую минуту ты уже уродуешь тела погибших, чтобы вместить их в меньшие по размеру гробы, или попросту ненавидишь тех, кто не шел бок о бок с тобой в этой войне.
Вердикт: Роман очень кинематографичный и визуализируемый. Эта книга из разряда тех, что обязательно должны быть перенесены на киноэкран. Это абсолютно не грустное и не пессимистичное произведение, как может показаться из аннотации. Книга очень символичная, обязательная к прочтению.
0 коммент.: